Не секрет, что немало аварий судов кончилось гибелью людей только потому, что у них не было индивидуальных спасательных средств. Мы требуем, чтобы каждая мотолодка, катер, яхта — равно как и любая гребная прогулочная и рыбацкая лодка, была оснащена ими. И вместе с тем хорошо знаем, что подчас при техническом осмотре одни и те же спасательные круги и жилеты «кочуют» из одной лодки в другую.
Владельцы проходят техосмотр с полным комплектом спасательных средств, а в момент аварии на судах не оказывается ни кругов, или жилетов. И не всегда виноваты в том только владельцы: те же самые круги и жилеты далеко не всегда можно найти в магазинах даже больших городов, не говоря уже о сельской торговой сети. В обязательный комплект снаряжения, продаваемого вместе с мотолодкой или катером, спасательные средства тоже не входят (наши требования и рекомендации, к слову сказать, для заводов — поставщиков малых судов не обязательны!).
Так или иначе, но индивидуальные спасательные средства «находятся в дефиците», а того количества, что запланировано на нынешний год, явно недостаточно. Очень трудно капитанам малых судов, выходящих в сложные плавания, получить пиротехнические средства подачи сигналов бедствия; далеко не всегда удается снабдить суда картами-схемами, лоциями, компасами и т.п. Очевидно, надо сделать так, чтобы по заявкам клубов «организованные» судоводители- любители могли получать все, что необходимо для полного обеспечения безопасности плавания.
Из имеющегося в продаже арсенала спасательных средств наиболее удобны спасательные жилеты. Но наряду с ними на практике бывают необходимы хорошие спасательные круги, простейшие средства — так называемые концы Александрова, концы с мячом, а также спасательные лини с лебедкой, страховочные пояса и жилеты. Образцы удобного и надежного снаряжения разработаны либо разрабатываются наши¬ми специалистами, но у предприятий ОСВОД очень мало возможностей для массового производства. И пробел этот предстоит заполнить промышленности.
Многие владельцы маломерных судов изготовляют для себя спасательные средства сами. Такие попытки, конечно, не выход из положения в общих масштабах, но утопающий, как говорится, хватается и за, поэтому возражать против применения «доморощенных» средств не приходится. С одной, конечно, оговоркой — чтобы они были надежными, способными удерживать человека на воде в критических ситуациях.
Уже говорилось о том, что при авариях вместе со взрослыми порой погибают дети. Мне думается, что как только на территории ВМК или яхт-клуба оказался ребенок, на него в обязательном порядке сразу же должен быть надет спасательный жилет для страховки от беды при падении в воду. И, безусловно, жилеты должны быть надеты при любых длительных или кратковременных плаваниях. Но детских спасательных жилетов пока выпускается гораздо меньше, чем нужно!
И уж конечно, родителям, школам и пионерским лагерям следует заботиться об обучении ребят плаванию. Для этой цели на предприятиях ОСВОД налажено изготовление недорогих передвижных плавательных бассейнов, но мы можем выпускать их лишь в очень ограниченном количестве. Каждый из нас — в семье, в школе, в детском саду, в пионерлагере — как можно чаще должен говорить детям об осторожном поведении на воде и возле воды, приучать их к осмотрительности.
Лето в разгаре. Во всех районах и областях уже начали действовать планы работы ОСВОД по обеспечению безопасности, охране жизни людей на воде. Тысячи активистов вышли на дежурства на спасательных постах, пляжах, патрулируют акватории на катерах и мотолодках. Они сумеют прийти на помощь терпящим бедствие людям. Однако хочется сказать всем отдыхающим, проводящим свои отпуска и выходные на реках и водоемах: будьте предельно осторожны и осмотрительны, не подвергайте себя риску. Помните, что соблюдение установленных правил лучше всего гарантирует вашу безопасность.