Безопасность: внимание, на борту дети!

Дни Олимпийской рега­ты соседняя с Пиритой гавань рыбколхоза имени С.М. Кирова в Мидуранне была предоставлена гостям Олимпиады, у ее пирсов ош­вартовалось более сотни крейсерских яхт, пришедших со всех концов света. Больше всего среди них бы­ло, конечно, наших ближайших со­седей по Балтике — финнов и шве­дов. Дойти до Таллина им не пред­ставляло большого труда — всего сутки-двое плавания, поэтому мно­гие экипажи пришли полными се­мейными составами.

Целыми днями резвилась в рыбо­ловецкой гавани детвора. Ребята всех возрастов бегали по пирсам, забирались на яхты; родителей, ка­залось, нимало не беспокоила их безопасность. Но вот что обращало на себя внимание: все дети были неизменно одеты в яркие спасатель­ные жилеты, с которыми они не рас­ставались ни на борту судна, ни на берегу. Меня заинтересовало — на­сколько оправдана такая мера пре­досторожности?

Вот что я выяснил, беседуя с Элен Свенссон — женой и помощни­ком капитана небольшой шведской яхты «Свен Фиорд». Со своими ма­лышами Свенссоны ходят под пару­сом не первый год. Однажды во время воскресной прогулки яхта по­пала в шквал. Когда ветер особенно сильно накренил яхту и волна зали­ла палубу, маленький Олаф — ему было тогда всего 6 лет — упал за борт. К счастью, все обошлось бла­гополучно: спасательный жилет удер­жал малыша на поверхности. Пре­дотвращен был не только несчаст­ный случай, но и нервное потрясе­ние, которое могло навсегда отбить у ребенка желание выходить на ях­те. И все это благодаря тому, что за­долго до выхода в море дети про­шли основательную подготовку.

А вот что пишет в американском журнале «Раддер» инспектор бере­говой спасательной службы США Бен Бенитс: «Спасательный жилет должен быть на детях не только во время плавания, но и во время стоянок. Это гарантирует их безо­пасность и, что не менее важно, приучает ребят чувствовать себя в жилете свободно».

По мнению матерей, спасатель­ный жилет недостаточно хорош, если ребенок не хочет его надеть

Жилеты должны иметь яркую ок­раску, иначе упавшего за борт в свежую погоду нельзя обнаружить уже на расстоянии 25 м. Необхо­дима также сигнальная лампа, ко­торая загорается, как только жилет окажется в воде.

Даже взрослые, оказавшись за бортом «не по своей воле», теряют самоуправление. Поэтому, тренируя ребенка, нельзя ограничиваться уп­ражнениями в надевании спасжилета, нужно заставить его несколько раз прыгнуть в жилете с пирса и подержаться на воде.

— Прежде чем выйти с ребятами на яхте,— рассказывает далее Б. Бенитс,— я сажал их в обычную байдарку и, отойдя подальше от берега, переворачивал ее. Одетые в спасжилеты, дети, конечно, были вне опасности, но приобрели опыт, который в других условиях обо­шелся бы им дорого.

Необходимо также добиться, что­бы ребята умели надевать спасжиле­ты в воде: не исключено, что кто- нибудь «спишется» за борт в тот самый момент, когда жилета на нем не будет. Как свидетельствует стати- стика, в 99То случаев люди, упавшие за борт, погибают из-за того, что на них не было спасжилетов.

А может, лучше использовать не спасательный жилет, а круг? Дело, однако, в том, что при температуре ниже 15° человек быстро переох­лаждается. Теплопотеря ощущается не сразу, сперва возникает ощуще­ние потери ориентации. В такой си­туации жилет служит более надеж­но, к тому же он сам по себе яв­ляется защитой против переохлаж­дения.

Многие считают, что оказавшийся в холодной воде человек должен как можно энергичнее двигаться для согрева. Плавая, он действитель­но генерирует тепло, однако это тепло быстро поглощается водой, в результате теплопотери только возрастают.

Детям нужно объяснить что ока­завшись в воде в спасательном жи­лете, самое правильное — двигаться как можно меньше, сохранять спо­койствие, и ждать помощи от тех, кто находится на борту. Продолжи­тельность безопасного пребывания в воде при этом значительно увели­чивается. Есть смысл прилагать ка­кие-то усилия только для того, чтобы удержаться поблизости от судна (кстати сказать, человеку, находяще­муся в воде, судно видно лучше, чем он сам с борта).

Как сообщает журнал «Раддер», береговой спасательный службой США рекомендованы спасжилеты трех типов. Любой из них должен поддерживать голову ребенка над водой, даже если тот потерял соз­нание. Жилет — наиболее надежен, он рассчитан на самых малоопытных. Благодаря ему ребенок сохраняет в воде устойчи­вое положение, близкое к верти­кальному и лицом вверх.

Жилет типа 2 удержи­вает в том же положении, что и тип 1, однако при этом требуется более активное поведение человека.

Жилет типа 3 еще меньше рассчитан на «автоматиче­ское» приведение человека в наибо­лее безопасное положение. Он хорош тем, что почти не стесняет движения — по сути дела представ­ляет собой обычную куртку. Такой жилет особенно удобен юным спорт­сменам,

И все-таки главную роль в обес­печении безопасности человека, упавшего за борт, должна играть на­дежная неутрачиваемая связь его с судном. Страховочные пояса с кон­цами, заложенными за какую-нибудь неподвижную конструкцию на суд­не, а еще надежнее — за протяну­тый (хотя бы на время непогоды) от носа до кормы штормовой леер,— самое верное средство для того, чтобы не потерять человека в море.

Для ребят, не имеющих опыта плавания, страховочные пояса дол­жны быть особенно надежны. Английская фирма «Бритекс», выпу­скающая это снаряжение, категори­чески против применения различно­го рода скользящих ремней. Размер пояса должен быть фиксирован, сле­довательно, каждому члену экипажа нужно иметь собственный комплект. Простая в обращении надежная за­стежка показана на рис. 2. В соче­тании с быстро заводящимися кара­бинами на концах страховочного троса она позволяет в любой обста­новке не тратить лишнее время на приладку снаряжения.

Страховочный пояс прежде всего предназначен для того, чтобы не допустить падения человека за борт, поэтому длина троса не должна быть чрезмерно большой. Фирма «Бритекс» рекомендует ограничивать ее 1,5 м для детей младшего воз­раста и 2 м — для подростков.

Чтобы дети выполняли все пра­вила безопасного пребывания на борту судна, их нужно неукосни­тельно соблюдать и взрослым: на­девать спасжилеты, привязываться страховочными поясами и т. д. Дети (и вообще малоопытные чле­ны экипажа) должны быть готовы беспрекословно выполнять коман­ды, в том числе приказ укрыться в рубке. Объяснить смысл приказа можно и позже (если обстановка не позволяет сделать это незамед­лительно).

Вопрос о том, с какого возраста можно детей брать в плавание, за­висит от многого — и от самих де­тей, и от судна, и от маршрута. Практика показывает, что трех-пятилетние ребята могут быть отлично контролируемы и хорошо перено­сят даже самые суровые условия. В то же время 12-летние подростки не­редко доставляют массу хлопот и подвергают свою жизнь опасности.

Безопасное пребывание детей на борту определяется и тем, как они сами себя чувствуют, насколько плавание доставляет им удоволь­ствие. Постарайтесь ребенка заин­тересовать — как можно больше по­казывайте и рассказывайте ему; можно доверить и румпель, если обстановка того позволяет, ведь управление судном — самая боль­шая радость для него.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.