Долговечность надувной лодки

Долговечность надувной лодки, как и любого малого судна, из какого бы материала оно ни было изготовлено, во многом зависит от того, насколько выполняются элемен­тарные правила эксплуатации, огово­ренные заводской инструкцией.

Срок службы. Прежде всего о том, каков нормальный срок службы на­дувных лодок. Обычно это минимум 8—10 лет. Фирма «Авон» (Англия) в своих рекламных проспектах утвер­ждает, что ее лодки служат 10— 12 лет, но и после этого находятся в хорошем состоянии, допускающем нормальную эксплуатацию с полной нагрузкой. В то же время практика показывает, что максимальный срок службы надувных лодок, как прави­ло, не превышает 16—20 лет, хотя в литературе и упоминается пример до­вольно активного использования та­кой лодки в течение 22 лет, причем за это время на ней не пришлось по­ставить ни единой заплаты.

По данным английской фирмы «Данлоп» 18% всех находившихся в эксплуатации лодок в течение своей жизни подвергались ремонту. Пока­зательно, что 22% из них потребова­ли ремонта в первые же 3 месяца после приобретения. Действительно, в отдельных слу­чаях надувные лодки выходят из строя в первый же сезон, а иногда даже при самом первом выезде на рыбалку. Как правило, потребитель объясняет выход новой лодки из строя наличием заводских дефектов. Конечно, это не исключено, однако чаще всего причина заключается в грубом нарушении малоопытными владельцами оговоренных заводом- изготовителем требований к эксплуа­тации. Вот почему первым правилом для каждого владельца должно быть внимательное ознакомление со всеми разделами Руководства по эксплуата­ции.

Остановимся более подробно на рассмотрении факторов, которые дей­ствуют на лодку в процессе эксплуа­тации и влияют на ее долговечность. Это действие солнца, воды, кислоро­да воздуха; это наличие внутри лод­ки избыточного давления. Каждый из указанных факторов оказывает опре­деленное влияние па долговечность оболочки и других деталей лодки, по действие их необходимо рассматри­вать во взаимосвязи.

Избыточное давление воздуха. Анализ случаев преждевременного выхода надувных лодок из строя по­казывает, что главным из перечислен­ных факторов является действие из­быточного давления воздуха внутри камеры. Воздух, будучи «конструк­тивным материалом», обеспечиваю­щим (разумеется — совместно с прорезиновой тканью) прочность и поч­ти все положительные качества надув­ной лодки, вместе с тем при излишне большом — сверх допустимого — дав­лении вызывает серьезные поврежде­ния оболочки по швам. И опасность представляет не столько само по себе опасное чрезмерное повышение дав­ления при накачивании лодки во вре­мя подготовки к спуску на воду, сколько то, что неопытный владелец не учитывает увеличение давления внутри камеры при нагреве.

Наполненная рано утром — после ночного холода — лодка с восходом солнца начинает нагреваться. При повышении температуры воздуха вну­три лодки он стремится расшириться, а поскольку объем камеры практиче­ски постоянен, это приводит к опас­ному повышению давления, а в ряде случаев и к беде — оболочка лопает­ся, лодка теряет плавучесть, а в связи с этим иногда еще и остойчи­вость.

Нужно учитывать, что повышение избыточного давления внутри обо­лочки может происходить как из-за общего повышения температуры окружающей среды, так и из-за пря­мого нагрева поверхности лодки лу­чами солнца.

В некоторых климатических райо­нах страны перепад температур окру­жающей среды за 8 часов может со­ставлять до 40° С! Это неизбежно приводит к существенному и потому очень опасному возрастанию давле­ния. Приводимый построенный по материалам испытаний лодок разных типов график показывает, например, что повышение температуры воздуха с 10° до 45° вызывает увеличение давления вдвое!

Дополнительную опасность пред­ставляет тепловое воздействие сол­нечных лучей. Поверхность оболочки на солнце быстро нагревается (осо­бенно — лодок темного цвета: чер­ных, темно-сииих, зеленых) и дости­гает иногда 75 °С.

При испытаниях надувной греб­ной лодки «Волна» было установлено следующее. При переноске наполнен­ной до нормального рабочего давле­ния 60 мм рт. ст. лодки из тени на солнце давление в ней уже через 30 мин

возрастало на 50%—дости­гало 90 мм рт. ст.

Увеличение внутреннего избыточ­ного давления при нагреве учитыва­ется при конструировании лодок со­ответствующим выбором материала и установлением запаса прочности. В принципе запас прочности кон­струкции всех выпускаемых у нас надувных лодок позволяет им выдер­живать практически возможные при повышении температуры перепады давления при условии, что первона­чально — до нагрева — давление не превышало нормальной, указанной в инструкции величины.

Старение резины. Воздействие по­вышенных температур, атмосферного кислорода и озона, солнечной радиа­ции, приводит к старению резинового покрытия оболочки и деталей из ре­зины и связанным с этим необрати­мым изменениям качеств материала.

Под влиянием кислорода и тепла в резине развиваются окислительные процессы, являющиеся главной при­чиной ее старения. Тепловое старение резины характеризуется снижением эластичности, увеличением жесткости и показателей остаточной деформа­ции, уменьшением прочности при рас­тяжении и сопротивления разрыву.

В атмосферных условиях под влиянием ультрафиолетового излуче­ния и озона протекает процесс свето- озонного старения резины. Под дей­ствием озона на поверхности возни­кают трещины, расположенные пер­пендикулярно направлению действия напряжений (в надувной лодке мате­риал находится в двухосном напря­женном состоянии); свет, как прави­ло, ускоряет развитие этих трещин. Влияние солнечной радиации прояв­ляется главным образом в образова­нии мелкой сетки трещин на поверх­ности, которые впоследствии также приводят к изменению технических свойств материала. Особенно интен­сивно световое старение протекает в цветных резинах, не содержащих са­жи.

Действие влаги. Действие влаги в ряде случаев оказывается пагубным.

Опасность представляет попадание влаги внутрь надувных камер лодки, неизбежное при хранении ее в сы­ром, непроветриваемом помещении или при укладке не просушенной лод­ки. По этому вполне очевидному по­воду есть достаточно подробные ука­зания во всех руководствах по экс­плуатации, останавливаться на них необходимости нет.

Остановимся на менее известном, но не менее важном обстоятельстве. Дело в том, что хотя конструкции лодок и исключают возможность по­падания больших количеств воды внутрь камер — при правильной экс­плуатации, все же незначительное проникновение влаги практически имеет место. В большинстве случаев вода внутрь оболочки попадает че­рез клапаны наполнения, например — при промывке наружной поверхности от загрязнений (в ненаполиенном со­стоянии лодки) или во время напол­нения камер воздухом, если в соеди­нительном шланге имелась вода. На внутренней стороне оболочки конден­сируется влага из-за разности тем­ператур. Имеют значение и даже ма­лозаметные повреждения оболочки во время эксплуатации лодки.

Поскольку для изготовления на­дувных лодок чаще всего использу­ются прорезиненные ткани иа основе хлопчатобумажного текстиля, попа­дание влаги внутрь камер вызывает загнивание текстильной основы, что приводит к снижению прочностных свойств материала оболочки, внутрен­них заделочных лент, перегородок и к отслоению резинового покрытия. Эти очень опасные изменения свойств важных деталей лодки практически обнаружить невозможно, а действие их может проявиться в любой мо­мент, например, в аварийной ситуа­ции (так, при повреждении одного из отсеков могут выйти из строя пере­городки).

На надувных мотолодках под дей­ствием воды происходит коррозия ме­таллических деталей, а также набухание деревянных деталей, коробле­ние и расслоение фанеры. Какими бы ни были заводские покрытия, защи­щающие эти детали от воды, со вре­менем и особенно при нарушении нормальных правил эксплуатации лодки качество их нарушается, а во­да почти всегда попадает в лодку из- за забрызгивания при ходе под мо­тором на волнении, в дождь, при рыбной ловле. Другими словами, оставлять без внимания этот момент нельзя!

Опыт эксплуатации сотен тысяч надувных лодок показывает, что они являются вполне надежными и дол­говечными судами при непременном условии грамотного отношения к их эксплуатации, ремонту и хранению.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.