На середине пути по Беломорско-Балтийскому каналу, на Выгозере, у приверха острова Сиговец, присмотрели тихую бухту и встали на отдых. Пристроились у заброшенной охотничьей избушки, прямо у берега. От постоянной гонки и недосыпания все чувствовали усталость и напряжение. Но вот к делу приступили Митя Шустов и Игорь Егоров: им удалось приготовить на костре превосходный обед, и мы воспрянули духом.
«Великий» рыболов Женя Тыкоцкий с Димой Донским отправились порыбачить на песчаном мысу. Миша Знесин с Игорем улеглись у опушки леса. Олег Егоров и Юра Коробчепко о чем-то оживленно спорили. Наши «Суперкосатки», только что отдраенные щетками, лениво покачивались на пологой волне.
Погода стояла чудесная. Радовали редкая тишина и чистый воздух, пропитанный замахом хвои. Было жарко, поэтому несмотря на то, что озерная вода казалась довольно прохладной, рискнули искупаться. «Разрядившись», к вечеру снялись с якорей и вышли на трассу.
21 июня. Благодаря «зеленой улице» весь ББК удалось пройти довольно быетро. Соблюдая правила шлюзования маломерных судов (см. «КЯ» № 58 и 67), на переход мы затратили всего 20 ходовых часов.
К 10 часам утра позади остались 19 шлюзов и последние ворота По- венецкой лестницы, которая «опустила» Суперкосатки» вниз на Онегу.
В Повенце ожидал сюрприз. Почти все население старинного поселка вышло на пристань, чтобы приветствовать посланцев города на Неве. Совсем маленькие ребятишки и пионеры вручили цветы. «По секрету» пам сказали, что втера звонили из Петрозаводска и сообщили о прибытии экспедиции «Победа». Мы рассказали присутствующим о целях и задачах похода, вручили вымпелы.
«Незапланированная» встреча оказалась па редкость теплой и трогательной. Особое впечатление произвела беседа с ветеранами канала: В. К. Соколовым — начальником По- венецкого района сооружений, А. II. Павловой, Ф. Я. Семихатко и другими, защищавшими ББК в суровые годы войны. Интересно отмегигь, что большинство из них до сих пор трудится на родном канале.
Немного истории. С 1941 г. Пове- нецкая шлюзовая лестница ББК была занята и удерживалась противником. В ночь с 20 на 21 июня 1944 г. передовые части 313 дивизии форсировали подступы к каналу, внезапным ударом выбили неприятеля из этого района, освободили Поненец и направились к Медвежье- горску.
В 1946 г. судоходство по всей линии ББК уже было восстановлено. Проведенная в 50-х — начале 70-х годов реконструкция канала значительно увеличила его пропускную способность, улучшила условия эксплуатации.
Советский народ свято чтит память тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину. В Повенце и Мед- вежьегорске установлены памятники героям гражданской войны и воинам Советской Армии, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Мы удалялись от поселка, держа курс на Медвежьегорск, а люди еще долго не расходились на пристани. Старенький буксир на прощанье весело прогудел вслед…
Через полтора часа мы уже были на траверзе Медвежьегорска. У входа в губу нас встречал сейнер, который и привел «эскадру» в порт. Па пристани экспедицию встретили председатель горисполкома А. М. Виноградов, второй секретарь горкома партии В. В. Корнев, представители горкома комсомола и молодежь. В Доме моряков состоялась встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. После торжественной части мы вместе возложили венок на братскую могилу. Целый день пробыли в городе, ознакомились с крупнейшим в РСФСР Медвежьегорским нортом-автоматом, гордостью горожан.
Однако пора в путь. Вечером, после ужина, в порту нас уже ждал грузовик с бензином. Заправку завершили быстро. Попрощались с хозяевами, и строем вышли в Онежское озеро.
Через час на горизонте показался Ажепский маяк. Обогнув живописный мыс, на малом ходу подошли к пологому берегу. Здесь решили разбить бивак. Рядом оказалось несколько палаток с туристами. Вечер провели традиционно: «сварганили» ужин, капитаны деловито осмотрели сВихри», что-то подправили в них. Вскоре вернулись и нашп рыбакп с внушительной добычен: на этот раз они оказались на высоте — угостили вкусной ухой. Посидев у костра, разошлись на отдых по своим катерам. На следующий день предстоял 200-километро- вьщ бросок через Кпжи в Петрозаводск, куда запланировали прибыть к 16 часам (была назначена встреча).
22 июня. Сегодня воскресенье.
Стоит солнечная погода. Ветер всего 3 балла, однако на онежской воде — белые отдельные барашки. Этот день нам запомнится как день невезения. В 10 утра с некоторым опозданием против графика стартуем с Ажепскою мыса. Сбросив лишний вес, «Суперкосатки» бегут стремительно. Средняя скорость порядка 35 км/ч. Мористее огибаем остроконечный полуостров Клим. В районе мыса Лейнаволок второй раз за этот переход «ломается» катер Игоря Егорова: снова отказал бензонасос, забарахлили свечи. Останавливаемся, ждем пока он завершит ремонт.
Наконец, все в порядке. Выходим на глиссирование и тут же, буквально через полчаса, вдалеке от нас встает катер Димы Донского. По рации вызываю «Белену-2» (позывной третьего катера), узнаю о причине остановки. Снова ждем. А время неумолимо бежит!
Лишь около 15 часов, гораздо позже, чем предполагали, впереди по курсу видим стройные купола Преображенского собора. Это Кижи. Из-за нехватки времени делаем короткую 20-минутную остановку — для съемок, по просьбе нашего кинооператора. И снова в путь. Сложный кижский фарватер проходим осторожно: то и дело снуют идущие из Петрозаводска быстроходные «Метеоры» и «Ракеты» с туристами. Отпускная же братия, читая маршрутные надписи на катерах, явно принимает нас за «заморских» чудаков.
У острова Леликовский снова «ломается» кглер Игоря. Наш катер подходит к нему для оказания помощи, остальные два ждут у Гор- ницкого маяка. Ремонт затягивается. Принимаю вынужденное, по запоздалое решение: экипаж Игоря остается на месте для завершения ремонта, остальные должны идти в Петрозаводск.
К сожалению, на торжественную встречу мы опоздали. К Петрозаводску подошли лишь к 18 часам. Недалеко от города к нашим «Суперкосаткам» стремительно приблизился красивый катер «Ладога-2», с которого жестами указали, куда идти. Выяснилось, что на борту находились встречавшие нас петрозаводские спортсмепы-водномоторники: председатель секции ДСП городского комитета ДОСААФ Л. Н. Федоров и штурман Ю. Н. Июдин. Они любезно привели нас на стоянку Морской школы ДОСААФ, там предоставили почетные гостевые места. Узнав о нашем приходе, на стоянку сразу пришли товарищи из Карельского обкома комсомола: Игорь Назаров, Олег Шереметьев и другие. Через два часа к стоянке подошел катер Игоря Егорова. Вечер, омраченный опозданием, был испорчен.
Военная хроника: В ночь на 28 июня 1944 г. Онежская военная флотилия высадила в окрестностях Петрозаводска десант — 31-й батальон морской пехоты. Убедившись в том, что противник уже начинает отходить от Петрозаводска и приступает к планомерному разрушению города, командующий флотилией принял решение — вновь посадить морскую пехоту на корабли и иа этот раз высадить десантников прямо на причалы петрозаводской бухты — те самые, к которым подходили теперь «Суперкосатки». Город был спасен. Еще через двое суток в столицу Карелии торжественным маршем вошли наши войска. II. С. Молчанов — командир батальона десантников, ставший первым комендантом освобожденного города, впоследствии был удостоен звания «Почетный гражданин Петрозаводска».
В память о погибших за освобождение Карелии воинах в 1969 г. в Петрозаводске был открыт мемориал, зажжен Вечный огонь. На пристани в честь моряков установлена мемориальная доска. Две улицы города названы в честь Онежской флотилии и ее командующего, Героя Советского Союза контрадмира ла Н. В. Антонова. Пионерские дружины и отряды школ № 3 и № 29 названы именами героев.
На следующий день вместе с местными комсомольцами — представителями Карельского обкома и горкома ВЛКСМ мы возложили венки к мемориалу Неизестного солдата и памятнику В. И. Ленину, совершили автобусную экскурсию по городу. К вечеру уладили дела с заправкой. (Надо отметить, что официальный документ, выданный накануне нашего похода Ленинградским горкомом ДОСААФ, с просьбой помочь участникам экспедиции «Победа» в обеспечении ГСМ, нам во многом помог. С предъявлением этого документа заправка проводилась более организованно и быстро.)
Итак, короткое пребывание в столице Карелии закончилось. Настала пора прощаться с местными водно- моторникамп, которые уделили нам немало времени и внимания, и отправиться в путь. Погода благоприятствовала: вечер был теплый, на Онеге — почти штиль. Приняли решение до Вознесенья, следующего пункта отметки, идти ночью.
24 июня. Белая ночь в разгаре, светло, но холодно. Онега спокойна. Идем резво, парами: впереди катера Олега Егорова и Димы Донского, наш катер и Игоря сзади. На мой взгляд, в групповом ДСП разделение судов по парам — во многих отношениях лучший вариант передвижения. Каждые 50 минут поочередно выходим на радиосвязь. На Онеге ночью пустынно, лишь изредка попадаются встречные «Волго-Балты» и танкера.
Оставив за кормой 130-километровый участок трассы, через 5 часов ранним утром входим в Свирскую губу. Здесь у Куликова мыса встаем на отдых. Кратко подводим итоги второго этапа трассы: за кормой остались ББК и Онега, существенных замечаний нет. Наспех перекусываем: в нашем меню крепкий чай, бутерброды с тушенкой и сухофрукты. После оживленной беседы у костра и обмена впечатлениями укладываемся спать. Единственное, что омрачает наше настроение, это вездесущие комары.
25 июня. После плотного завтрака выходим на трассу. Погода не балует. В Вознесенье штурман Юра Дроздов быстро делает очередную отметку в маршрутных листах — и снова вперед! Реку Свирь протяженностью 224 км с двумя шлюзами проходим без особых трудностей. Возле Лодейного Поля, у места легендарной переправы, делаем остановку.
Снова вспоминается война. Более тысячи дней и ночей старинный городок на Свири — Лодейное Поле находился под прицелом фашистских пушек. По Свири проходила линия фронта. 12 июня 1944 г. войска Карельского фронта во взаимодействии с Ладожской флотилией начали решительное наступление — знаменитую Свирско-Петрозавод- скую операцию. Именно здесь, в районе Лоденпого Поля началась отчаянно дерзкая переправа советских войск через Свирь — на правый берег, занятый немцами. Река — ширина ее здесь около 400 м — кипела от бомб, снарядов, пулеметных очереден… О мужестве и самоотверженности советских солдат п матросов, участвующих в Свпрской операция, свидетельствует тот факт, что 51 воин был удостоен высокого зваиия Героя Советского Союза. Среди них было 12 комсомольцев, десантников- добровольцев. совершивших коллективный подвиг при форсирован реки. Тысячи доблестных воинов были отмечены боевыми наградами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 г. «за образцовое выполнение задания в боях с немецко фашистскими захватчиками при форсировании реки Свирь, прорыв сильно укрепленной обороны противника и проявленную доблесть и мужество» Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени — стала именоваться Краснознаменной.
В честь защитников города в Ло- дейном Поле установлен стройный гранитный обелиск, на котором высечены слова: «Слава героям, здесь на Свири, тысячу дней оборону державшим!», заложен зеленый мемориал-парк, установлены стелы. В честь защитников Лодейного Поля — Героев Советского Союза С. Я. Киреева, В. И. Шмакова, А. И. Мошкина, Т. И. Паршутки- на — названы улицы, лучшие пионерские дружины и отряды. Участники легендарной переправы и сейчас живут и трудятся в городе: бывший партизан, в настоящее время работник кинотеатра «Мирный» В. Шустров, директор городского торга И. П. Максимов .
26 июня. Пасмурно. Ладога штормит. Холодный порывистый норд- ост образовал крутую волну высотой до трех метров. Серые низкие облака действуют угнетающе. Десятки судов в Свирице «ждут у моря погоды». Чтобы не рисковать, принимаем решение идти в Новую Ладогу безопасным путем — Новоладожским каналом. О том, что новоладожане готовят нам встречу, мы знали еще весной от нашего куратора по Ладоге 3. Г. Русакова — председателя совета ветеранов Краснознаменной Ладожской военной флотилии, автора очень интересной книги «Нашим морем была Ладога». Но торжественная встреча, которую нам устроили, превзошла все ожидания! Очевидно, у каждого из нас она останется приятным воспоминанием.
Еще при подходе к Новой Ладоге мы увидели на пристани десятки людей: пионеров, молодежь, людей старшего поколения. Несмотря на ненастную погоду, они ждали нашего прибытия. Два малых сейнера с обеих сторон «подхватили» «Суперкосатки» и привели к рыболовецкой пристани, где собрались люди. Торжественный митинг открыли заместитель председателя горисполкома В. Мутор и ветеран Великой Отечественной войны председатель рыболовецкого колхоза им. М. И. Калинина А. Н. Суханов. Об этом человеке, его нелегкой судьбе стоит рассказать более подробно.
Войну Суханов встретил 22-летним молодым человеком — старшиной. Воевал на Невском пятачке. Был штурманом на канонерской лодке «Шексна» — вооруженном пароходике ледокольного типа. Потом ходил в «адские рейсы», как называли моряки путь с грузом из Кобоны в Морье и обратно. Сначала плавал помощником командира на транспорте «Ханси», а с весны 1943 г. сам стал командиром транспорта «Стензо». Вот как о Суханове вспоминает командующий флотилией вице-адмирал В. С. Чероков: «Он сразу оказался на месте: волевой, решительный, строгий и внимательный к подчиненным»…
Алексей Николаевич — активный участник форсирования Свири и проведенной сразу после этого знаменитой Тулоксинской операции. Тогда, 23 июня, 8 транспортов и свыше 40 катеров и тендеров при поддержке всех сил Ладожской флотилии и авиации фронта начали высадку десанта в тылу противника — в 65 км от линии фронта. (Стоит, наверное, провести такую историческую параллель: точно в этих же местах, в междуречье Тулокса —Вид- лица, моряки молодой Советской республики нанесли удар по интервентам 25 лет назад — 27 июня 1919 г.)
В рыболовецкую артель, тогда еще колхоза не было, Алексей Николаевич пришел инвалидом II группы в 1948 г. Сначала работал капитаном флота моторно-рыболовецкой станции, а с 1960 г. возглавил колхоз, фактически объединил 16 разрозненных по всей Ладоге мелких артелей. За эти годы он воспитал и обучил морскому делу десятки людей; большинство капитанов, работающих сейчас на колхозных судах, это воспитанники А. Н. Суханова. Под его руководством колхоз стал образцовым, школой передового опыта.
После Суханова нас приветствовали ветераны войны А. А. Шевчук, И. Я. Куприянов, И. С. Разливаев, а также представители горкома комсомола. Пионеры вручили пышные букеты, командиру экспедиции преподнесли хлеб-соль. С ответной речью выступил комиссар похода Юра Коробченко.
Колхозные рыбаки угостили нас знаменитым ладожским сигом.
Мы долго беседовали с защитниками Дороги жизни, с большим волнением слушали рассказы о тех суровых днях н ночах…
О Ладоге, которая в тяжелейшие месяцы 900-дневной блокады связывала осажденный Ленинград со всей страной, написаны книги, стихи, сложены песни. Днем и ночью, в метель и оттепель, под бомбежками и обстрелами шли через Ладогу важнейшие грузы. За период блокады в 1941—1943 гг. по Ладожской коммуникации в обоих направлениях удалось перевезти 2275 тыс. т грузов, из Ленинграда только по легендарной Дороге жизни было эвакуировано около 1376 тыс. женщин, детей, раненых. Ладога! Это слово вселяло надежду в сердца тех, кто защищал Ленинград, кто по водной, ледовой и воздушной трассам спешил к нему на помощь. И подвиг военных и гражданских моряков, летчиков, водителей машин, железнодорожников, подвиг гидрографов, строителей и тех, кто охранял и обслуживал Дорогу жизни, — бессмертен!
Недаром ленинградская поэтесса Ольга Берггольц в своей «Ленинградской поэме» в 1942 г. писала:
«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
ДорогоЗ дружбы многих к многим.
Еще ие знают на земле
Страшней и радостнее дороги,*
На следующий день мы осматривали город, который в годы войны служил главной базой Ладожской флотилии. Посетили судоверфь колхоза, где своими силами строят известные всей стране малые рыболовные боты и сейнеры. В память о героических защитниках легендарной Дороги жизни члены нашей экспедиции вместе с ветераном флотилии, уроженцем Новой Ладоги Н. С. Кожевниковым и председателем горисполкома В. А. Сорокиным опустили с флагманского катера на седые волны суровой Ладоги венок…
Расставание с добрыми людьми было теплым и немного грустным.
Погода несколько улучшилась. Сквозь серые тучи показалось солнце, но ветер не стихал.
Проходим легендарный Орешек — Шлиссельбург. Когда мы го- товили экспедицию, 3. Г. Русаков рассказывал нам о сравнительно мало известных страницах битвы за Ленинград — шлиссельбургских десантах. В самые тяжелые для города Ленина сентябрьские дни 1941 г. уже на занятый врагом берег Ладоги высаживались моряки-курсанты и группа краснофлотцев-водолазов. Утром 23 сентября, несмотря на 6-балльный ветер и крутую волну, диверсионную группу из 30 моряков высадили два 14-метровых деревянных катера «КМ». Через два дня пять «каэмок» и несколько прогу- лочно-разъездных катеров типа «ЗИС» со шлюпками на буксире снова прорвались к берегу и высадили 200 моряков…
С воды хорошо виден белокаменный обелиск — памятник «Переправа». Он поставлен в честь радостных событий. Сразу после прорыва блокады здесь, еще под непрерывным артобстрелом врага, была построена временная железнодорожная переправа, соединившая осажденный Ленинград с Большой землей. А ниже по Неве, уже на левом берегу, в районе деревни Марьино, видим «тридцатьчетверку» с гвардейским знаком на башне: это памятник «Прорыв», посвященный начавшейся 12 января 1943 г. самой операции по прорыву блокады. Здесь ударили с хода форсировавшие Неву наши танки…
Всю Неву мы прошли в ровном темпе, замедляли ход только у Ивановских порогов и легендарного Невского пятачка, чтобы почтить память о погибших воинах.
Невская Дубровка стала символом несокрушимого мужества .и стойкости советских воинов. В ночь на 20 сентября 1941 г. бойцы 115-й стрелковой дивизии и 4-н бригады морской пехоты по приказу командующего фронтом маршала Г. К. Жукова под жестоким огнем.