Экспедиция Победа

На середине пути по Беломорско-Балтийскому каналу, на Выгозере, у приверха острова Сиговец, присмотрели тихую бухту и встали на отдых. Пристроились у за­брошенной охотничьей избушки, прямо у берега. От постоянной гон­ки и недосыпания все чувствовали усталость и напряжение. Но вот к делу приступили Митя Шустов и Игорь Егоров: им удалось пригото­вить на костре превосходный обед, и мы воспрянули духом.

«Великий» рыболов Женя Тыкоцкий с Димой Донским отправились порыбачить на песчаном мысу. Ми­ша Знесин с Игорем улеглись у опушки леса. Олег Егоров и Юра Коробчепко о чем-то оживленно спо­рили. Наши «Суперкосатки», только что отдраенные щетками, лениво по­качивались на пологой волне.

Погода стояла чудесная. Радова­ли редкая тишина и чистый воздух, пропитанный замахом хвои. Было жарко, поэтому несмотря на то, что озерная вода казалась довольно про­хладной, рискнули искупаться. «Раз­рядившись», к вечеру снялись с яко­рей и вышли на трассу.

21 июня. Благодаря «зеленой ули­це» весь ББК удалось пройти до­вольно быетро. Соблюдая правила шлюзования маломерных судов (см. «КЯ» № 58 и 67), на переход мы за­тратили всего 20 ходовых часов.

К 10 часам утра позади остались 19 шлюзов и последние ворота По- венецкой лестницы, которая «опустила» Суперкосатки» вниз на Онегу.

В Повенце ожидал сюрприз. Почти все население старинного поселка вышло на пристань, чтобы приветствовать посланцев города на Неве. Совсем маленькие ребятишки и пионеры вручили цветы. «По се­крету» пам сказали, что втера звонили из Петрозаводска и сообщили о прибытии экспедиции «Победа». Мы рассказали присутствую­щим о целях и задачах похода, вручили вымпелы.

«Незапланированная» встреча оказалась па редкость теплой и тро­гательной. Особое впечатление произвела беседа с ветеранами канала: В. К. Соколовым — начальником По- венецкого района сооружений, А. II. Павловой, Ф. Я. Семихатко и другими, защищавшими ББК в су­ровые годы войны. Интересно отмегигь, что большинство из них до сих пор трудится на родном канале.

Немного истории. С 1941 г. Пове- нецкая шлюзовая лестница ББК бы­ла занята и удерживалась против­ником. В ночь с 20 на 21 июня 1944 г. передовые части 313 дивизии форсировали подступы к каналу, внезапным ударом выбили неприя­теля из этого района, освободили Поненец и направились к Медвежье- горску.

В 1946 г. судоходство по всей ли­нии ББК уже было восстановлено. Проведенная в 50-х — начале 70-х го­дов реконструкция канала значи­тельно увеличила его пропускную способность, улучшила условия экс­плуатации.

Советский народ свято чтит па­мять тех, кто отдал свою жизнь, за­щищая Родину. В Повенце и Мед- вежьегорске установлены памятники героям гражданской войны и вои­нам Советской Армии, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Мы удалялись от поселка, держа курс на Медвежьегорск, а люди еще долго не расходились на пристани. Старенький буксир на прощанье весело прогудел вслед…

Через полтора часа мы уже были на траверзе Медвежьегорска. У входа в губу нас встречал сейнер, который и привел «эскадру» в порт. Па пристани экспедицию встретили председатель горисполкома А. М. Виноградов, второй секретарь горкома партии В. В. Корнев, представители горкома комсомола и молодежь. В Доме моряков состоялась встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. После торжественной ча­сти мы вместе возложили венок на братскую могилу. Целый день пробыли в городе, ознакомились с круп­нейшим в РСФСР Медвежьегорским нортом-автоматом, гордостью горожан.

Однако пора в путь. Вечером, после ужина, в порту нас уже ждал грузовик с бензином. Заправку завершили быстро. Попрощались с хо­зяевами, и строем вышли в Онежское озеро.

Через час на горизонте показался Ажепский маяк. Обогнув живо­писный мыс, на малом ходу подошли к пологому берегу. Здесь решили разбить бивак. Рядом оказалось несколько палаток с туристами. Вечер провели традиционно: «сварганили» ужин, капитаны деловито осмотрели сВихри», что-то под­правили в них. Вскоре вернулись и нашп рыбакп с внушительной добычен: на этот раз они оказались на высоте — угостили вкусной ухой. Посидев у костра, разошлись на от­дых по своим катерам. На следую­щий день предстоял 200-километро- вьщ бросок через Кпжи в Петрозаводск, куда запланировали прибыть к 16 часам (была назначена встре­ча).

22 июня. Сегодня воскресенье.

Стоит солнечная погода. Ветер всего 3 балла, однако на онежской воде — белые отдельные барашки. Этот день нам запомнится как день невезения. В 10 утра с некоторым опозданием против графика стартуем с Ажепскою мыса. Сбросив лишний вес, «Суперкосатки» бегут стремительно. Средняя скорость порядка 35 км/ч. Мористее огибаем остроконечный полуостров Клим. В районе мыса Лейнаволок второй раз за этот переход «ломается» катер Игоря Его­рова: снова отказал бензонасос, забарахлили свечи. Останавливаемся, ждем пока он завершит ремонт.

Наконец, все в порядке. Выходим на глиссирование и тут же, бук­вально через полчаса, вдалеке от нас встает катер Димы Донского. По ра­ции вызываю «Белену-2» (позывной третьего катера), узнаю о причине остановки. Снова ждем. А время неумолимо бежит!

Лишь около 15 часов, гораздо позже, чем предполагали, впереди по курсу видим стройные купола Преображенского собора. Это Кижи. Из-за нехватки времени делаем ко­роткую 20-минутную остановку — для съемок, по просьбе нашего ки­нооператора. И снова в путь. Сложный кижский фарватер проходим осторожно: то и дело снуют идущие из Петрозаводска быстроходные «Метеоры» и «Ракеты» с туристами. Отпускная же братия, читая маршрут­ные надписи на катерах, явно при­нимает нас за «заморских» чудаков.

У острова Леликовский снова «ло­мается» кглер Игоря. Наш катер подходит к нему для оказания по­мощи, остальные два ждут у Гор- ницкого маяка. Ремонт затягивает­ся. Принимаю вынужденное, по за­поздалое решение: экипаж Игоря остается на месте для завершения ремонта, остальные должны идти в Петрозаводск.

К сожалению, на торжественную встречу мы опоздали. К Петрозавод­ску подошли лишь к 18 часам. Не­далеко от города к нашим «Суперкосаткам» стремительно приблизил­ся красивый катер «Ладога-2», с ко­торого жестами указали, куда идти. Выяснилось, что на борту находи­лись встречавшие нас петрозавод­ские спортсмепы-водномоторники: председатель секции ДСП городско­го комитета ДОСААФ Л. Н. Федо­ров и штурман Ю. Н. Июдин. Они любезно привели нас на стоянку Морской школы ДОСААФ, там пре­доставили почетные гостевые места. Узнав о нашем приходе, на стоянку сразу пришли товарищи из Карель­ского обкома комсомола: Игорь На­заров, Олег Шереметьев и другие. Через два часа к стоянке подошел катер Игоря Егорова. Вечер, омра­ченный опозданием, был испорчен.

Военная хроника: В ночь на 28 июня 1944 г. Онежская военная флотилия высадила в окрестностях Петрозаводска десант — 31-й баталь­он морской пехоты. Убедившись в том, что противник уже начинает отходить от Петрозаводска и при­ступает к планомерному разруше­нию города, командующий флоти­лией принял решение — вновь посадить морскую пехоту на корабли и иа этот раз высадить десантников прямо на причалы петрозаводской бухты — те самые, к которым подходили теперь «Суперкосатки». Город был спасен. Еще через двое суток в столицу Карелии торжественным маршем вошли наши войска. II. С. Молчанов — командир баталь­она десантников, ставший первым комендантом освобожденного города, впоследствии был удостоен звания «Почетный гражданин Петрозаводска».

В память о погибших за освобождение Карелии воинах в 1969 г. в Петрозаводске был открыт мемориал, зажжен Вечный огонь. На при­стани в честь моряков установлена мемориальная доска. Две улицы города названы в честь Онежской флотилии и ее командующего, Героя Советского Союза контрадмира ла Н. В. Антонова. Пионерские дру­жины и отряды школ № 3 и № 29 названы именами героев.

На следующий день вместе с местными комсомольцами — представителями Карельского обкома и гор­кома ВЛКСМ мы возложили венки к мемориалу Неизестного солдата и памятнику В. И. Ленину, совер­шили автобусную экскурсию по городу. К вечеру уладили дела с за­правкой. (Надо отметить, что офи­циальный документ, выданный на­кануне нашего похода Ленинград­ским горкомом ДОСААФ, с просьбой помочь участникам экспедиции «По­беда» в обеспечении ГСМ, нам во многом помог. С предъявлением этого документа заправка проводилась более организованно и быстро.)

Итак, короткое пребывание в сто­лице Карелии закончилось. Настала пора прощаться с местными водно- моторникамп, которые уделили нам немало времени и внимания, и от­правиться в путь. Погода благопри­ятствовала: вечер был теплый, на Онеге — почти штиль. Приняли решение до Вознесенья, следующего пункта отметки, идти ночью.

24 июня. Белая ночь в разгаре, светло, но холодно. Онега спокойна. Идем резво, парами: впереди катера Олега Егорова и Димы Донского, наш катер и Игоря сзади. На мой взгляд, в групповом ДСП разделение судов по парам — во многих отно­шениях лучший вариант передвиже­ния. Каждые 50 минут поочередно выходим на радиосвязь. На Онеге ночью пустынно, лишь изредка по­падаются встречные «Волго-Балты» и танкера.

Оставив за кормой 130-километровый участок трассы, через 5 часов ранним утром входим в Свирскую губу. Здесь у Куликова мыса встаем на отдых. Кратко подводим итоги второго этапа трассы: за кормой остались ББК и Онега, существенных замечаний нет. Наспех перекусываем: в нашем меню крепкий чай, бутерброды с тушенкой и сухофрукты. После оживленной беседы у костра и обмена впечатлениями укладываемся спать. Единственное, что омрачает наше настроение, это вездесущие комары.

25 июня. После плотного завтрака выходим на трассу. Погода не балует. В Вознесенье штурман Юра Дроздов быстро делает очередную отметку в маршрутных листах — и снова вперед! Реку Свирь протяженностью 224 км с двумя шлюзами проходим без особых трудностей. Возле Лодейного Поля, у места ле­гендарной переправы, делаем остановку.

Снова вспоминается война. Более тысячи дней и ночей старинный го­родок на Свири — Лодейное Поле находился под прицелом фашистских пушек. По Свири проходила линия фронта. 12 июня 1944 г. вой­ска Карельского фронта во взаимодействии с Ладожской флотилией начали решительное наступление — знаменитую Свирско-Петрозавод- скую операцию. Именно здесь, в районе Лоденпого Поля началась отчаянно дерзкая переправа советских войск через Свирь — на правый бе­рег, занятый немцами. Река — ширина ее здесь около 400 м — кипела от бомб, снарядов, пулеметных очере­ден… О мужестве и самоотверженности советских солдат п матросов, участвующих в Свпрской операция, свидетельствует тот факт, что 51 во­ин был удостоен высокого зваиия Героя Советского Союза. Среди них было 12 комсомольцев, десантников- добровольцев. совершивших коллективный подвиг при форсирован реки. Тысячи доблестных воинов были отмечены боевыми наградами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 г. «за образцовое выполнение задания в боях с немецко фашистскими за­хватчиками при форсировании реки Свирь, прорыв сильно укрепленной обороны противника и проявленную доблесть и мужество» Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени — стала именоваться Краснознаменной.

В честь защитников города в Ло- дейном Поле установлен стройный гранитный обелиск, на котором вы­сечены слова: «Слава героям, здесь на Свири, тысячу дней оборону державшим!», заложен зеленый мемо­риал-парк, установлены стелы. В честь защитников Лодейного По­ля — Героев Советского Союза С. Я. Киреева, В. И. Шмакова, А. И. Мошкина, Т. И. Паршутки- на — названы улицы, лучшие пио­нерские дружины и отряды. Участ­ники легендарной переправы и сейчас живут и трудятся в городе: бывший партизан, в настоящее время работник кинотеатра «Мирный» В. Шустров, директор городского торга И. П. Максимов .

26 июня. Пасмурно. Ладога штор­мит. Холодный порывистый норд- ост образовал крутую волну высо­той до трех метров. Серые низкие облака действуют угнетающе. Десят­ки судов в Свирице «ждут у моря по­годы». Чтобы не рисковать, прини­маем решение идти в Новую Ладогу безопасным путем — Новоладожским каналом. О том, что новоладожане готовят нам встречу, мы знали еще весной от нашего куратора по Ладоге 3. Г. Русакова — председателя совета ветеранов Краснознаменной Ладожской военной флотилии, авто­ра очень интересной книги «Нашим морем была Ладога». Но торже­ственная встреча, которую нам устроили, превзошла все ожидания! Очевидно, у каждого из нас она ос­танется приятным воспоминанием.

Еще при подходе к Новой Ладоге мы увидели на пристани десятки людей: пионеров, молодежь, людей старшего поколения. Несмотря на ненастную погоду, они ждали наше­го прибытия. Два малых сейнера с обеих сторон «подхватили» «Суперкосатки» и привели к рыболовецкой пристани, где собрались люди. Торжественный митинг открыли заместитель председателя горисполкома В. Мутор и ветеран Великой Оте­чественной войны председатель ры­боловецкого колхоза им. М. И. Ка­линина А. Н. Суханов. Об этом человеке, его нелегкой судьбе стоит рассказать более подробно.

Войну Суханов встретил 22-летним молодым человеком — старшиной. Воевал на Невском пятачке. Был штурманом на канонерской лод­ке «Шексна» — вооруженном паро­ходике ледокольного типа. Потом хо­дил в «адские рейсы», как называли моряки путь с грузом из Кобоны в Морье и обратно. Сначала плавал помощником командира на транспорте «Ханси», а с весны 1943 г. сам стал командиром транспорта «Стензо». Вот как о Суханове вспо­минает командующий флотилией ви­це-адмирал В. С. Чероков: «Он сра­зу оказался на месте: волевой, ре­шительный, строгий и вниматель­ный к подчиненным»…

Алексей Николаевич — активный участник форсирования Свири и проведенной сразу после этого зна­менитой Тулоксинской операции. То­гда, 23 июня, 8 транспортов и свы­ше 40 катеров и тендеров при под­держке всех сил Ладожской флоти­лии и авиации фронта начали вы­садку десанта в тылу противника — в 65 км от линии фронта. (Стоит, наверное, провести такую историче­скую параллель: точно в этих же ме­стах, в междуречье Тулокса —Вид- лица, моряки молодой Советской республики нанесли удар по интер­вентам 25 лет назад — 27 июня 1919 г.)

В рыболовецкую артель, тогда еще колхоза не было, Алексей Ни­колаевич пришел инвалидом II груп­пы в 1948 г. Сначала работал капи­таном флота моторно-рыболовецкой станции, а с 1960 г. возглавил кол­хоз, фактически объединил 16 раз­розненных по всей Ладоге мелких артелей. За эти годы он воспитал и обучил морскому делу десятки лю­дей; большинство капитанов, рабо­тающих сейчас на колхозных судах, это воспитанники А. Н. Суханова. Под его руководством колхоз стал образцовым, школой передового опыта.

После Суханова нас приветство­вали ветераны войны А. А. Шевчук, И. Я. Куприянов, И. С. Разливаев, а также представители горкома ком­сомола. Пионеры вручили пышные букеты, командиру экспедиции пре­поднесли хлеб-соль. С ответной речью выступил комиссар похода Юра Коробченко.

Колхозные рыбаки угостили нас знаменитым ладожским сигом.

Мы долго беседовали с защитни­ками Дороги жизни, с большим вол­нением слушали рассказы о тех су­ровых днях н ночах…

О Ладоге, которая в тяжелейшие месяцы 900-дневной блокады связы­вала осажденный Ленинград со всей страной, написаны книги, стихи, сложены песни. Днем и ночью, в ме­тель и оттепель, под бомбежками и обстрелами шли через Ладогу важ­нейшие грузы. За период блокады в 1941—1943 гг. по Ладожской комму­никации в обоих направлениях уда­лось перевезти 2275 тыс. т грузов, из Ленинграда только по легендарной Дороге жизни было эвакуировано около 1376 тыс. женщин, детей, ра­неных. Ладога! Это слово вселяло надежду в сердца тех, кто защищал Ленинград, кто по водной, ледовой и воздушной трассам спешил к не­му на помощь. И подвиг военных и гражданских моряков, летчиков, во­дителей машин, железнодорожни­ков, подвиг гидрографов, строителей и тех, кто охранял и обслуживал Дорогу жизни, — бессмертен!

Недаром ленинградская поэтесса Ольга Берггольц в своей «Ленин­градской поэме» в 1942 г. писала:

«Дорогой жизни шел к нам хлеб,

ДорогоЗ дружбы многих к многим.

Еще ие знают на земле

Страшней и радостнее дороги,*

На следующий день мы осматри­вали город, который в годы войны служил главной базой Ладожской флотилии. Посетили судоверфь кол­хоза, где своими силами строят из­вестные всей стране малые рыболов­ные боты и сейнеры. В память о героических защитниках легендар­ной Дороги жизни члены нашей экс­педиции вместе с ветераном флоти­лии, уроженцем Новой Ладоги Н. С. Кожевниковым и председате­лем горисполкома В. А. Сорокиным опустили с флагманского катера на седые волны суровой Ладоги венок…

Расставание с добрыми людьми было теплым и немного грустным.

Погода несколько улучшилась. Сквозь серые тучи показалось солн­це, но ветер не стихал.

Проходим легендарный Оре­шек — Шлиссельбург. Когда мы го- товили экспедицию, 3. Г. Русаков рассказывал нам о сравнительно ма­ло известных страницах битвы за Ленинград — шлиссельбургских де­сантах. В самые тяжелые для горо­да Ленина сентябрьские дни 1941 г. уже на занятый врагом берег Ладо­ги высаживались моряки-курсанты и группа краснофлотцев-водолазов. Утром 23 сентября, несмотря на 6-балльный ветер и крутую волну, диверсионную группу из 30 моряков высадили два 14-метровых деревян­ных катера «КМ». Через два дня пять «каэмок» и несколько прогу- лочно-разъездных катеров типа «ЗИС» со шлюпками на буксире снова прорвались к берегу и выса­дили 200 моряков…

С воды хорошо виден белокамен­ный обелиск — памятник «Перепра­ва». Он поставлен в честь радостных событий. Сразу после прорыва бло­кады здесь, еще под непрерывным артобстрелом врага, была построена временная железнодорожная пере­права, соединившая осажденный Ле­нинград с Большой землей. А ниже по Неве, уже на левом берегу, в районе деревни Марьино, видим «тридцатьчетверку» с гвардейским знаком на башне: это памятник «Прорыв», посвященный начавшей­ся 12 января 1943 г. самой операции по прорыву блокады. Здесь ударили с хода форсировавшие Неву наши танки…

Всю Неву мы прошли в ровном темпе, замедляли ход только у Ива­новских порогов и легендарного Нев­ского пятачка, чтобы почтить па­мять о погибших воинах.

Невская Дубровка стала символом несокрушимого мужества .и стойкости советских воинов. В ночь на 20 сентября 1941 г. бойцы 115-й стрелковой дивизии и 4-н бри­гады морской пехоты по приказу командующего фронтом маршала Г. К. Жукова под жестоким огнем.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.