В июне 1959 г. в проливе Те-Солент (в Англии) была проведена первая гонка старинных яхт, оснащенных гафельными парусами. Несколько приверженцев старины — владельцев подобных судов, условились проводить эти гонки ежегодно и дали им хорошую рекламу.
И вот в прошлом году в Со- ленте в 22-й раз на старт «Олд Гэфферс Рэйс» вышли 64 яхты с гафельным вооружением! Двум из них уже перевалило за сто лет, возраст многих других приближается к этому юбилею. Любовно реставрированные своими владельцами, эти ветераны парусного спорта продолжают активную жизнь, радуя глаз стройными обводами корпуса и ставшей уже экзотической оснасткой.
Самая старая из этих яхт «Нелли» спущена на воду в 1865 г. «Блек Бесс» строилась в 1870 г. как гоночная яхта, но почти тридцать лет использовалась хозяином для добычи устриц. Впервые в списках яхт «Бесс» появилась только в 1902 г.; а в 1975 г. она была восстановлена своим нынешним владельцем до почти первоначального состояния.
Победителем прошлогодней гонки стал 6,3-метровый швертбот «Йонфи», построенный в 1888 г. на верфи Бертона в Лимингтоне. Благодаря специальной системе гандикапа экипаж маленького швертбота получил переходящий приз, которым ранее владел один из самых быстроходных гафель- ных парусников—12,5-метровый иол «Изулт» (к слову сказать, этой яхте всего лишь 71 год!).
Интерес яхтсменов к сохранению старинных парусников и традиций расширяется с каждым годом. Сейчас уже не обязательно владеть яхтой, построенной в прошлом веке, чтобы стать членом Ассоциации гафельных парусников; столь старых судов осталось не так уж и много. Многие яхтсмены строят суда — копии, которые также допускаются к гонкам. По крайней мере дюжина таких копий, построенных в 1970-х годах, соперничала в прошлогодней гонке в Те-Соленте.
Соревнования на старинных яхтах проводятся также во Франции — в Сен-Мало; в Голландии нередко можно видеть настоящие парады старых стальных парусных барж, снабженных навесными килями — шверцами.