КБ Марийского политехнического института в Йошкар-Оле в 1978—1980 гг. спроектирован и построен амфибийный аппарат с воздушной разгрузкой «САВР-1М», о котором уже сообщалось в нашей печати (см., например, «Правду» от 10. IX 1978 г.). Создание надежных амфибий для северо-востока нашей страны представляет важную народнохозяйственную задачу. Транспортная проблема стоит здесь исключительно остро. Основной объем грузоперевозок осуществляется за короткий период навигации по рекам. Однако судоходные реки от семи до девяти месяцев в году покрыты льдом, а 96% рек вообще не судоходны из-за малых глубин и множества перекатов.
Если у вас есть необходимость отремонтировать автомобиль Вольво в Москве, услуги автосервиса http://www.lana-avto.ru для вас.
Маптна разработана по заказу авто-водного треста Главтю-меннефтегазстроя и предназначена для перевозки людей и грузов (полезная грузоподъемность 1,3 т) при разведке и обслуживании нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Амфибия рассчитана иа круглогодичную эксплуатацию в условиях полного бездорожья — по снегу, воде, льду, битому льду с водой, болотам.
Аппарат состоит из корпуса, маршевой установки, нагнетательного комплекса, воздушных рулей и системы эластичных ограждений воздушной подушки.
Корпус машины изготовлен клепаным из листового дюралюминия марки Д16-АТ. Он включает в себя центральный отсек непотопляемой конструкции и навесные периферийные элементы, при помощи которых создается необходимая площадь воздушной подушки. Навесные элементы могут быть легко сняты (например, при транспортировке машины к месту назначения); это позволяет значительно уменьшить ее габариты и облегчить перевозку.
Маршевая установка состоит из авиационного двигателя мощностью 118 кВт, расположенного на корпусе в кормовой его части, двухлопастного воздушного винта диаметром 2 м, двух вертикальных рулей, шарнирно прикрепленных к вертикальным стойкам, ни одного горизонтального руля, установленного поверх стоек. Двигатель закрыт обтекаемым капотом. Перед воздушным винтом установлено защитное решетчатое ограждение.
Нагнетательный комплекс обеспечивает создание воздушной подушки на поддержание в ней необходимого избыточного давления воздуха, величина которого регулируется водителем в зависимости от особенностей дороги и нагрузки машины. Воздух подается под днище корпуса двумя центробежными вентилиторами марки Ц14-46 № 8, смонтированными в средней части машины по бортам. Привод от автомобильного двигателя «ЗМЗ-24» осуществляется через закрытую коническую передачу (от заднего моста «ГАЗ-24») и два промежуточных карданных вала с шарнирными муфтами. Соединение вала двигателя с валом конической передачи выполнено при помощи управляемой муфты сцепления. Это позволяет отключать двигатель от вентиляторов на время его запуска и холостого хода. Изменение давления воздуха в воздушной подушке осуществляется за счет изменения угловой скорости вентиляторов (вплоть до 780—800 об/мин).
Подача топлива к двигателю нагнетательного комплекса и двигателю маршевой установки производится из одного бензобака емкостью 180 л, расположенного в центральном отсеке.
Эластичное ограждение воздушной подушки установлено по периметру корпуса машины. Оно изготовлено из прорезиненной капроновой ткани толщиной 1 мм и состоит из 13 отдельных передних сегментов, 4 отдельных задних сегментов и двух сплошных боковых ограждений. Задние сегменты, в отличие от передних, сделаны закрытыми — в виде мешков, в которых поддерживаете» более высокое давление воздуха, чем в воздушной подушке. Для этого они соединены с вентиляторами отдельными воздуховодами.
Каждый сегмент прикреплен к корпусу машины независимо один от другого. Такая конструкция эластичного ограждения обеспечивает способность изменять форму при соприкосновении с неровностями и твердыми предметами при минимальных потерях воздуха из воздушной подушки. Это позволяет также быстро заменять отдельные сегменты в случае их износа или повреждения.
В передней части машины на корпусе установлена кабина для водителя и пассажира. Позади нее расположен грузовой отсек, соединенный с кабиной отдельной дверью.
Ходовые испытания амфибии «САВР-1М» проводились весной 1980 г. Машина свободно преодолевала затяжные подъемы с уклоном до 10°, канавы, заполненные
водой, и препятствия высотой до 0,6 м в виде земляных насыпей или снежных сугробов. Испытания показали, что оптимальный режим движения машины по снегу и снегу с водой создается при давлении в воздушной подушке 30— 40 кгс/м; при движении по влажному грунту и болотистой местности — 60—70 кгс/м2. При движении по сухому грунту и открытой воде давление в подушке необходимо повышать до 100— 110 кгс/м2.Сопротивление движению порожней и малонагруженной машины оказывается минимальным при давлении воздуха в воздушной подушке 80 кгс/м2, а с грузом 828 и 1352 кг при 100 кгс/м2. При этом сопротивление движению машины при увеличении веса перевозимого груза возрастает незначительно и непропорционально росту нагрузки.
По ровному льду или плотному снегу машина может двигаться с выключенными вентиляторами — только за счет тягового усилия воздушного винта, т.е. как обычные аэросани.При общей положительной оценке амфибии «САВР-1М», сделанной в результате полевых испытаний, были намечены направления для дальнейшей работы по ее усовершенствованию. В частности, предстоит упростить крепление эластичного ограждения к корпусу, улучшить эстетическое оформление и комфортабельность кабины, обеспечить надежность запуска двигателей при низких температурах.Зимой 1981 г. проводились производственные испытания «САВР- 1М» в Тюменской области.
Эластичное ограждение воздушной подушки установлено по периметру корпуса машины. Оно изготовлено из прорезиненной капроновой ткани толщиной 1 мм и состоит из 13 отдельных передних сегментов, 4 отдельных задних сегментов и двух сплошных боковых ограждений. Задние сегменты, в отличие от передних, сделаны закрытыми — в виде мешков, в которых поддерживаете» более высокое давление воздуха, чем в воздушной подушке. Для этого они соединены с вентиляторами отдельными воздуховодами.
Каждый сегмент прикреплен к корпусу машины независимо один от другого. Такая конструкция эластичного ограждения обеспечивает способность изменять форму при соприкосновении с неровностями и твердыми предметами при минимальных потерях воздуха из воздушной подушки. Это позволяет также быстро заменять отдельные сегменты в случае их износа или повреждения.
В передней части машины на корпусе установлена кабина для водителя и пассажира. Позади нее расположен грузовой отсек, соединенный с кабиной отдельной дверью.
Ходовые испытания амфибии «САВР-1М» проводились весной 1980 г. Машина свободно преодолевала затяжные подъемы с уклоном до 10°, канавы, заполненные