Транспортная амфибия

КБ Марийского поли­технического института в Йошкар-Оле в 1978—1980 гг. спроектиро­ван и построен амфибийный аппарат с воздушной разгрузкой «САВР-1М», о котором уже сообщалось в нашей печати (см., например, «Правду» от 10. IX 1978 г.). Создание надежных амфибий для северо-востока нашей страны представляет важную на­роднохозяйственную задачу. Транспортная проблема стоит здесь исключительно остро. Основной объем грузоперевозок осуще­ствляется за короткий период навигации по рекам. Однако судоходные реки от семи до девяти месяцев в году покрыты льдом, а 96% рек вообще не судоходны из-за малых глубин и множества перекатов.

Если у вас есть необходимость отремонтировать автомобиль Вольво в Москве, услуги автосервиса http://www.lana-avto.ru для вас.

Маптна разработана по заказу авто-водного треста Главтю-меннефтегазстроя и предназначена для перевозки людей и грузов (полезная грузоподъемность 1,3 т) при разведке и обслуживании нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Амфибия рассчитана иа круглогодичную экс­плуатацию в условиях полного бездорожья — по снегу, воде, льду, битому льду с водой, болотам.

Аппарат состоит из корпуса, маршевой установки, нагнетатель­ного комплекса, воздушных рулей и системы эластичных ограждений воздушной подушки.

Корпус машины изготовлен клепаным из листового дюралюминия марки Д16-АТ. Он включает в себя центральный отсек непо­топляемой конструкции и навесные периферийные элементы, при помощи которых создается необходимая площадь воздушной подушки. Навесные элементы могут быть легко сняты (например, при транспортировке машины к месту назначения); это позволяет значительно уменьшить ее габариты и облегчить перевозку.

Маршевая установка состоит из авиационного двигателя мощностью 118 кВт, расположенного на корпусе в кормовой его части, двухлопастного воздушного винта диаметром 2 м, двух вертикаль­ных рулей, шарнирно прикреплен­ных к вертикальным стойкам, ни одного горизонтального руля, уста­новленного поверх стоек. Двигатель закрыт обтекаемым капотом. Перед воздушным винтом установлено защитное решетчатое ограждение.

Нагнетательный комплекс обес­печивает создание воздушной подушки на поддержание в ней не­обходимого избыточного давления воздуха, величина которого регу­лируется водителем в зависимости от особенностей дороги и нагрузки машины. Воздух подается под днище корпуса двумя центробеж­ными вентилиторами марки Ц14-46 № 8, смонтированными в средней части машины по бортам. Привод от автомобильного двигателя «ЗМЗ-24» осуществляется через закрытую коническую передачу (от заднего моста «ГАЗ-24») и два промежуточных карданных вала с шарнирными муфтами. Соединение вала двигателя с валом конической передачи выполнено при помощи управляемой муфты сцепления. Это позволяет отключать двигатель от вентиляторов на время его запуска и холостого хода. Изменение давления воздуха в воздушной подушке осуще­ствляется за счет изменения угловой скорости вентиляторов (вплоть до 780—800 об/мин).

Подача топлива к двигателю нагнетательного комплекса и двигателю маршевой установки про­изводится из одного бензобака емкостью 180 л, расположенного в центральном отсеке.

Эластичное ограждение воздушной подушки установлено по периметру корпуса машины. Оно изготовлено из прорезиненной капроновой ткани толщиной 1 мм и состоит из 13 отдельных передних сегментов, 4 отдельных задних сегментов и двух сплошных боковых ограждений. Задние сегменты, в отличие от передних, сделаны закрытыми — в виде мешков, в которых поддерживаете» более высокое давление воздуха, чем в воздушной подушке. Для этого они соединены с вентиляторами отдельными воздуховодами.

Каждый сегмент прикреплен к корпусу машины независимо один от другого. Такая конструкция эластичного ограждения обеспечи­вает способность изменять форму при соприкосновении с неровностя­ми и твердыми предметами при минимальных потерях воздуха из воздушной подушки. Это позво­ляет также быстро заменять от­дельные сегменты в случае их из­носа или повреждения.

В передней части машины на корпусе установлена кабина для водителя и пассажира. Позади нее расположен грузовой отсек, соеди­ненный с кабиной отдельной дверью.

Ходовые испытания амфибии «САВР-1М» проводились весной 1980 г. Машина свободно преодоле­вала затяжные подъемы с укло­ном до 10°, канавы, заполненные

водой, и препятствия высотой до 0,6 м в виде земляных насыпей или снежных сугробов. Испытания показали, что оптимальный режим движения машины по снегу и сне­гу с водой создается при давле­нии в воздушной подушке 30— 40 кгс/м; при движении по влаж­ному грунту и болотистой мест­ности — 60—70 кгс/м2. При дви­жении по сухому грунту и откры­той воде давление в подушке не­обходимо повышать до 100— 110 кгс/м2.Сопротивление движению по­рожней и малонагруженной ма­шины оказывается минимальным при давлении воздуха в воздуш­ной подушке 80 кгс/м2, а с грузом 828 и 1352 кг при 100 кгс/м2. При этом сопротивление движению ма­шины при увеличении веса пере­возимого груза возрастает незна­чительно и непропорционально росту нагрузки.

По ровному льду или плотному снегу машина может двигаться с выключенными вентиляторами — только за счет тягового усилия воздушного винта, т.е. как обыч­ные аэросани.При общей положительной оценке амфибии «САВР-1М», сде­ланной в результате полевых ис­пытаний, были намечены направ­ления для дальнейшей работы по ее усовершенствованию. В частно­сти, предстоит упростить крепле­ние эластичного ограждения к корпусу, улучшить эстетическое оформление и комфортабельность кабины, обеспечить надежность за­пуска двигателей при низких тем­пературах.Зимой 1981 г. проводились про­изводственные испытания «САВР- 1М» в Тюменской области.

Эластичное ограждение воз­душной подушки установлено по периметру корпуса машины. Оно изготовлено из прорезиненной кап­роновой ткани толщиной 1 мм и состоит из 13 отдельных передних сегментов, 4 отдельных задних сегментов и двух сплошных боко­вых ограждений. Задние сегменты, в отличие от передних, сделаны закрытыми — в виде мешков, в ко­торых поддерживаете» более вы­сокое давление воздуха, чем в воз­душной подушке. Для этого они соединены с вентиляторами от­дельными воздуховодами.

Каждый сегмент прикреплен к корпусу машины независимо один от другого. Такая конструкция эластичного ограждения обеспечи­вает способность изменять форму при соприкосновении с неровностя­ми и твердыми предметами при минимальных потерях воздуха из воздушной подушки. Это позво­ляет также быстро заменять от­дельные сегменты в случае их из­носа или повреждения.

В передней части машины на корпусе установлена кабина для водителя и пассажира. Позади нее расположен грузовой отсек, соеди­ненный с кабиной отдельной дверью.

Ходовые испытания амфибии «САВР-1М» проводились весной 1980 г. Машина свободно преодоле­вала затяжные подъемы с укло­ном до 10°, канавы, заполненные

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.