В № 49 сборника была опубликована статья «Аварийная система охлаждения подвесного мотора» (а. с. Л» 282078), вызвавшая интерес читателей. В частности, многих интересует, как применить эту систему охлаждения на серийных моторах «Ветерок». Об этом рассказывает автор изобретения А. А. Плохое.
Доработка сводится к тому, что всасывающий канал в корпусе помпы необходимо соединить с нагнетательным и поставить на соединяющем канале разделительный управляемый клапан, иначе на холостом ходу вода не будет поступать из помпы в двигатель, а начнет циркулировать в помпе по малому кругу — по каналам № 3, 5 и 6; следует также изготовить новую пла- стину-водозаборник на подводной части.
Для того чтобы на помпе «Ветерка» соединить приемный канал с нагнетательным 3, нужно на корпус помпы 2 сделать наплавку между двумя бобышками (на рис. 2 соединение показано в разрезе) и в ней просверлить два сообщающихся канала 5 и 6 0 5 мм; канал 6 является продолжением существующего канала в серийных помпах, а канал 5 сверлится с таким расчетом, чтобы с одной стороны, обойти точку крепления корпуса к проставке и разместить отверстие с резьбой MIO XI для клапана 8, а с другой — получить свободный выход в отверстие бобышки 4, расположенное над каналом 3 между уплотнительной резинкой нагнетательной трубки (на чертеже не изображена) и верхней стенкой корпуса помпы 2. Для этого бобышка 4 должна быть наварена вверх на 10 мм, а уплотнительная резинка трубки и отверстия для ее фиксации подняты также на эту величину.
На рис. 1 даны размеры для доработки корпуса серийной помпы с необходимыми подварками.
Клапан 8 изготовляется из пруткового алюминия с таким расчетом, чтобы коническая часть его обеспечивала перекрытие канала 5, а в вывернутом положении — упор в ограничительный штифт 7 и сообщение каналов 5 и 6; при этом резьба клапана должна иметь достаточный запас для уплотнения перепускного канала снаружи.
Ограничительный штифт 7 изготовляется из нержавеющей проволоки диаметром 1—1,5 мм и устанавливается так, чтобы с одной стороны не мешать уплотнению канала 5, а с другой — при открытом полностью клапане — препятствовать выпаданию клапана.
Для обеспечения доступа к клапану 8 в проставке 1 необходимо просверлить отверстие 9, расположенное против клапана, и закрыть его снимающейся пробкой для снижения шумности мотора.
Пластина водозаборника 1 (см. рис. 3) изготовляется по размерам серийной и имеет два отверстия для крепежных винтов 3 и одно отверстие 0 10 мм для трубки 2.
Трубка 2 приваривается к пластине длиной 20—25 мм косым срезом в сторону лопасти гребного винта. Интенсивность подачи воды при открытом полностью клапане зависит от угла и направления среза трубки 2 и, кроме того, плотности прилегания пластины 1 к корпусу редуктора.
Все остальные детали и узлы системы охлаждения остаются серийными и в доработке не нуждаются.
Если нет возможности доработать корпус помпы наваркой описанным способом, то можно применить любой способ соединения подводящего канала с нагнетательным, не изменяя его (например, при помощи шлангов или трубок с краником, внутренний диаметр которых должен быть не меньше 5 мм). Штатная помпа охлаждения мотора была удалена, вода подается из зоны повышенного давления водомета. Такое решение оказалось не очень удачным, так как не позволяет мотору долго работать на нейтрали, поэтому советую помпу оставить.